На этой неделе я много выступал в разных городах области в рамках федеральной программы «Ты – предприниматель», которая реализуется на Южном Урале при поддержке губернатора и правительства Челябинской области. Основная темой выступлений: как создавать жизнеспособные идеи для бизнеса. В этом тексте вы не просто можете ознакомиться с очередной новой идеей, но и увидеть механизм её создания, что, возможно, поможет вам самостоятельно тренироваться в этом направлении.

Итак, дано: необходимо раскачать бизнес по продаже самогонных аппаратов и домашних пивоварен, который в небольшом городке Миассе идет не так хорошо, как хотелось бы.

Первое, что мы сделали, это разобрали основные понятия ТРИЗ. Объясню их простым языком:
Система - объект, который мы рассматриваем как совокупность элементов и связей между ними.
Надсистема - то, что окружает систему.
Подсистема - то, из чего состоит система.

Чтобы появилась необычная идея, нужно элементы из подсистемы и надсистемы изменить определенных образом. Мы использовали 6 способов, один из них лёг в основу идеи, о которой пойдет речь в дальнейшем - это инверсия.

Мы взяли один из элементов надсистемы - температуру. Домашнюю пивоварню окружает комнатная температура, ведь обычно она стоит на кухне. Противоположность комнатной температуры - это уличная температура, на тот момент она была около нуля градусов. Мы начали искать жилое помещение с условно нулевой температурой. Первое, что нам пришло - конечно, гараж. Это оказалось идеальное место для размещения пивоварни: мужская территория, где зачастую сильная половина и так выпивает, поэтому нет ничего лучше, чем поставить там аппарат для приготовления напитков. Тем более, там он не будет мешать жене (ей вообще не обязательно знать о его существовании). А приготовление пива или самогона - целый творческий процесс, от которого нужно получать удовольствие. Кроме того, в распитии всегда участвуют несколько товарищей - это дает нам возможность для создания кооператива, ведь купить аппарат в складчину будет дешевле в 3-4 раза.

Так определился целевой рынок - гаражные кооперативы. Продать им крайне просто - достаточно развесить объявления в гаражах и договориться об агентском вознаграждении с председателем кооператива. Например, 10% с продажи аппарата стоимостью в 15 000 - это целых 1 500 рублей агентских, при том, что если он покупается в складчину, например, на троих, то каждый должен будет вложить всего 5 000 рублей. Получается довольно дешево для покупателя и очень выгодно для председателя. Добавьте к этому отсутствие затрат на рекламу и быстрый рост спроса, поскольку гаражей много, а новости в небольшом городе распространяются со скоростью света, и получите очень прибыльный бизнес.

Так изменение одного элемента системы породило простую и интересную идею. Кроме того, в этом изменении появился новый целевой рынок и повысилась ценность для потребителя в виде более низкой цены. Попробуйте применить эту методику в рамках собственной системы, и, вполне вероятно, вы увидите новое, неожиданное и интересное направление для развития бизнеса.